Мобильное приложение

Пингвимама

Исследование, дизайн, usability-тест
Проблема
Декрет - это не отпуск. А большие перемены в образе жизни и социальном окружении. Появляется малыш, который требует непрерывного ухода, сокращается круг общения и становится больше дел по дому. 49% мам в России ухаживают за ребенком без посторонней помощи бабушек и нянь. Им не хватает личной свободы и возможности побыть наедине, заняться собой, а не детьми и бытом.

Кроме того мамы находятся в зоне финансового риска и дискомфорта, зависят от мужа и многие не могут регулярно выделять средства на няню.
Просить постоянно о помощи соседок и знакомых стесняются, потому как чувствуют себя после этого обязанными.

В результате у женщин наблюдается эмоциональное выгорание, хроническая усталость, депрессия, что приводит к напряженным отношениям в семье и разводам.
Цель

Дать мамам (и тем людям, кто осуществляет постоянную заботу о ребёнке) удобный инструмент общения и взаимовыручки в виде мобильного, веб-приложения.
А глобально - решить главную проблему мам - нехватку времени на себя.

Моя роль

End-to-end, полный цикл работы над дизайном приложения:
  • исследование,
  • дизайн интерфейса и пользовательского опыта,
  • тестирование.
Этапы работы
1
Исследование пользователя
Интервью, карта эмпатии, портрет
2
Определение задач и Формирование видения
Гипотеза, анализ рынка, конкурентов, user-journey map
3
Дизайн
Вайрфреймы, прототип, мокапы
4
Usability-тестирование
Методика проведения, результаты, работа над ошибками
Подход

Чтобы сформировать ценностное предложение и определить гипотезы для тестирования, необходимо:
  • провести исследование целевой аудитории,
  • создать карту эмпатии (empathy maps),
  • проанализировать "болевые" точки
  • создать портрет пользователя.
Всё это предполагает создание методологии исследования, проведение интервью и анализа результатов.

Для формирования видения мобильного приложения, как оно будет работать мы:
  • проведем анализ рынка прямых и косвенных конкурентов,
  • смоделируем путь пользователя (customer journey map) и изобразим его в раскадровке (storyboard) для понимания картины в целом.
Исследование
Методы, карта эмпатии, точки боли, портрет пользователя и путь
Методы исследования

Для этого проекта лучше всего подходит метод глубинного интервью с целевой аудиторией - мамами. Интервью необходимы для создания карт эмпатии - одного из способов поставить себя на место другого человека. Карта эмпатии позволит представить отразить все полученные данные - чувства, мысли, мнения и опыт - в удобной форме.

Подготовка к интервью

  • Прежде чем начать проводить интервью с реальными людьми, нам необходимо провести основополагающее исследование самостоятельно и понять, какие проблемы существуют у целевой аудитории. Ответим на следующие вопросы:
Этапы работы над приложением
Вопросы исследования
Аудитория исследования

Пол: Женщины
Возраст: 20-25/ 26-30 / 31-35/ 40+
Дети: 1 ребенок/ 2 ребенка/3+ детей
Образование: среднее/высшее/другое
Семейный статус: Замужем/ В разводе/ Партнерские отношения
География: Из Москвы/ Из города-миллионника/ Из других городов/ Из-за зарубежа
Занятость: В декретном отпуске/ Работает/ Не работает
Проведение интервью - удаленно, онлайн (видео или аудио связь)
Вопросы интервью
1
Расскажите из чего состоит ваш обычный день. Как удается балансировать между делами по хозяйству, уходом за ребенком, работой и временем на себя?
2
Что значит для вас означает отдых? Как вы любите отдыхать? Как часто тебе удается отдыхать?
3
Какие трудности (физические и психологические) возникают в уходе за ребенком, в целом в родительстве? 
4
Удается их преодолеть? Как? Что вы чувствуете, когда пытаетесь решить какие-то проблемы, связанные с родительством?
5
Удается что-то смотреть/читать/ слушать? Что любите? Кого? Почему?
Карта эмпатии

Из ответов респондентов была создана карта эмпатии, которая отражает мысли, чувства, действия представителя аудитории.
Этапы работы над приложением
Карта эмпатии
Точки боли (Pain points)

  • Ограниченные круг общения
  • Изменение социального статуса
  • Мало времени на себя
  • Проблемы с самооценкой
  • Проблемы со здоровьем
  • Финансовые ограничения
Портрет пользователя
Этапы работы над приложением
Карта эмпатии
Путь пользователя (User journey map)
Как пользователь проходит этапы взаимодействия с приложением мы можем пока только вообразить. Но это нам сильно поможет учесть моменты, на которые стоит обратить внимание.
История:
Аня – фотограф и мама двухлетнего Никиты, хочет обработать фотографии клиента, но с ребёнком дома сделать это сложно.
Она хочет найти Пингвимаму, чтобы она пришла к ней и присмотрела за ним, пока Аня сможет поработать. Аня узнала о приложении Пингвимама из районного мамского чата и решила попробовать.

Определение задач дизайна

Проблема, гипотеза, ценностное предложение
Проблема пользователя

Кате, маме двухгодовалого Платона, нужна поддержка другого взрослого человека, которая могла бы приглядеть за Платоном, потому что ей нужно отдохнуть или переключиться.
Отталкиваясь от проблемы мы начинаем думать о продукте, который бы решил эту проблему. Чтобы увидеть картину в целом и определить задачи, воспользуется техникой, которая часто используется в новостной журналистике, исследованиях и полицейских расследованиях. Техника представляет собой ответ на 6 базовых вопросов о предмете:
гипотеза
Если Катя воспользуется сервисом Пингвимама, то она сможет находить время для себя регулярно.
Ценностное предложение

Сервис Пингвимама даст пользователям возможность отвлечься от ухода за ребенком, что повлияет на то, как мамы проводят время в декрете, позволив:
  • найти взаимопомощь в уходе за ребенком,
  • заработать деньги,
  • завести друзей недалеко от дома.
Мы будет оценивать эффективность сервиса анализируя:
  • активность пользователей,
  • динамику подписок на платную версию.
  • отзывы пользователей.

Формирование видения

Анализ конкурентов, раскадровки, архитектура
Анализ конкурентов
Разбор конкурентов сделан в таблице google docs. Подробнее

Цель анализа конкурентов
Сравнить опыт поиска замены мамы или няни на сайтах конкурентов.

Кто ключевые конкуренты?
Наши ключевые конкуренты это Взаимомама.рф, Kidsout и сервис по поиску нянь Мамино время. В неключевые конкуренты запишем приложение-мессенджер и социальная сеть mom.life, которое отличается хорошей активностью, а также группы momshare в facebook.
Тип и качество сервиса конкурентов

У Kidsout привлекательный и простой дизайн, в котором легко достичь цели - найти бебиситтера. Навигация и путь пользователя понятен. Есть дополнительные услуги - онлайн занятия для детей, подарочные сертификаты на услуги сервиса, услуги по организации детских площадок на мероприятиях.
Мамино время предоставляет услуги по поиску нянь в классическом понимании - нужно связаться с менеджером и он подберет няню. Сервис не позволяет самому пройти путь от поиска няни - до организации встречи. Среди нянь - есть те, кто работает с “особенными” детьми.
Информация о подписке для мам особенных детей
Взаимомама – сайт с картой мам, которые готовы помогать друг другу бесплатно), но по всей видимости, сайт заброшен с 2019 года.
Карта Взаимомамы
Как конкуренты позиционируют себя на рынке?

Kidsout позиционирует себя как сервис win-win: ситтеры, в основном молодые девушки, могут подзаработать денег для кино, развлечений, а родители получить свободное время на себя. Для тех, кто хочет работать ситтером более профессионально, есть школа Kidsout, пройдя которую можно получать больше заказов, так как это вызывает больше доверия пользователей.Мамино время работает в трех крупных городах, предоставляют услуги проверенных нянь. В основном это дамы постарше - от 50 лет. Взаимомама делает упор на бесплатный обмен временем мамами, но больше информации о работе сервиса нет.

Как конкуренты говорят о себе?

“Бебиситтеры Kidsout – классные и надёжные бебиситтеры в Москве/СПб и других городах”.
Мамино время - сервис по организации грамотного присмотра за детьми в Новосибирске.
Взаимомама на главной странице рассказывает о понятии “взаимоняньство” и его преимуществах. Предлагает зарегистрироваться, чтобы находить других мам на карте.

Сильные стороны конкурентов

Kidsout:
  • Простой, симпатичный и адаптивный к мобильным телефонам интерфейс
  • Понятные условия работы сервиса
  • Возможность выбрать и ситтера, пригласить и оставить отзыв самостоятельно
  • Подарочные сертификаты
  • Онлайн занятия
  • Организация детских площадок на мероприятиях
  • Оплата онлайн
  • Чат поддержки в оверлее
Мамино время:
  • Дизайн сайта понятный, все работает, яркие цвета CTA кнопок
  • Опытные няни
  • Поддержка семей с особенными детьми
Взаимомама:
  • Карта мам
  • Идея сервиса
  • Выбор языка интерфейса

Слабые стороны конкурентов

Kidsout:
Нет мобильного приложения
Нет выбора языка
Мамино время:
  • На главной странице сразу три одинаковых баннера подряд, но для разных городов: Москва, Спб, Новосиб
  • Нет выбора города, не понятно, откуда конкретно няни
  • База нянь - в Вк, не удобно смотреть, нет фильтров.
  • Условия работы - pdf файлом на Облако.Mail
  • Нельзя самостоятельно выбрать маму, ей написать и пригласить.
Взаимомама:
  • Цвета сайта не достаточно контрастные, белый текст на розовом не читатеся. Темные прямоугольные плашки у имен пользователей,
  • Имена пользователей должны быть уникальными, например, нельзя написать “Вика”, нужно придумывать “логин”.
  • Сайт не достаточно наполнен информацией: в разделах блог, форум - несколько постов с 2019 года
  • Активность пользователей сайта отсутствует

Пробелы

  • 2 из 3 сайтов конкурентов не позволяют самостоятельно выбрать и пригласить няню для присмотра за детьми.
  • Поиск няни на сайте маминовремя не позволяет пользоваться фильтрами
  • Взаимомама.рф выглядит нерабочим сайтом

Возможности

Некоторые возможности, которые важно учесть:
Фильтры по мамам: геолокация, занятость, возраст, количество детей
Простой, чистый дизайн
Карта мам
Онлайн-занятия для детей
Платные услуги мам
Раскадровки

Big-picture целиком показывают контекст, окружающий пользователя, его потребности и дает ответ как продукт может быть полезен пользователю.

Сlose up storyboards крупным планом показывает, как работает продукт (в данном случае мобильное приложение).

Big picture storyboards
Close up storyboards
Архитектура

Для мобильных приложений обычно не делают карту сайта, но мне нравится её составлять в любом случае для лучшего понимания структуры.

Сделано в Octopus
Дизайн, actually
User flow, вайрфреймы: бумажные, lo-fi, hi-fi, прототип, usability-тестирование
Сценарий взаимодействия пользователя (User flow)
Сценарии взаимодействия внутри сервиса сделан в Whimsical
User flow (кликабельно)
Вайрфреймы
Люблю рисовать вайрфреймы на бумаге: так можно быстрее отрабатывать идеи, рисовать, стирать и не тратить время на вырисовку.
Вайрфреймы низкой точности
Прототип lo-fi для первичного тестирования с пользователями
Сделан в Figma
Liberty moms - это рабочее название (изображение кликабельно)

Usability-тестирование

План тестирования, полученые данные, анализ результатов
Детали исследования

До запуска приложения нужно провести юзабилити-исследование (и не одно). Участниками нашего первого исследования стали 5 мам, с которыми мы провели удаленный модерированный юзабилити-тест lo-fi прототипа.
Тестирование также включает ответы на вопросы Анкеты SUS.

Полученные данные
Данные доступны в Google sheet.
Для удобства я собрала идеи на импровизированной диаграмме в Jamboard, организовав идеи по принципу сходства (Affinity diagram). Количество раз, о которых упоминали участники, я указывала в виде звёзд на стикере.

Результаты
Юзабилити-тестирование прототипа позволило понять, насколько приложение соответствует потребностям пользователя и на что следует обратить внимание при доработке.

Главный экран
  • Не отражает суть приложения - поиска мам для взаимопомощи. Стоит дополнить блоком “Поиска мам”, нужно добавить главную функцию - поиск мам на главную страницу.
  • Мероприятия для мам стоит разделить на от лидеров местных сообществ и крупных компаний. + Добавить функционал “регистрации на мероприятие”.
  • Дополнить страницу мероприятий фильтром мероприятий по дате/ геолокации/ теме.
Поиск
  • Разделить поиск Как услугу и Для общения.
  • “Поиск” вынести на главную, фильтр Пингвимам встроить сразу на главной странице, когда создаешь заказ на услугу Пингвимам.
  • Поля для поиска Пингвимамы как услуга: дата, время с-до, место “у меня” или “указать адрес”, “пройден тест?”, рейтинг не ниже “-”, “Можно прийти со своими детьми?”, “Комментарии”
  • Поля для поиска для общения: удаленность, пройдет тест, возраст мамы, возраст и количество детей, интересы + свободное написание интересов.
  • Добавить страницу “Заказов” (текущих и предыдущих встреч с Пингвимамами). Вынести отдельно в нижнее меню.
  • Добавить блок избранных Пингвимам на странице Поиска.
Меню
Перенести личные данные в Профиль.
Назначение встречи
  • Процесс: отбор подходящих Пингвимам с помощью фильтра (по параметрам и доступному времени), отправка запросов-приглашений выбранным Пингвимамам. Пингвимамы отвечают на запрос Да/Нет. Если да, приходит уведомление, мама выбирает, кого пригласить. Подтверждает встречу.
Профиль
  • В профиле важно указывать, в какое время и дни предлагать быть Пингвимамой.
  • Добавить интересы мамы + возможность добавлять свои интересы.
  • Ссылки на соцсети.
Другое
  • Дублировать иконки текстом (пройденного теста, добавления в закладки).
  • Подробнее рассказывать о возможностях приложения для новых пользователей. В виде всплывашек и подсказок.
Создание UI и доработка UX
Выбор цветов, изменения в структуре, мокапы
Типографика
Цвета
Элементы
Доработка дизайна после Usability-теста

Финальные мокапы

If a building becomes architecture, then it is art
If a building becomes architecture, then it is art
If a building becomes architecture, then it is art
Здорово, что вы здесь!
Made on
Tilda